Бойс


Бойс
, Йозеф (Beuys, Joseph) 1921, Крефельд — 1986, Дюссельдорф. Немецкий художник. В 1941 он был призван в армию. Военная мобилизация прервала учебу Бойса и помешала стать медиком. Однако позднее именно творчество дало ему возможность стать лекарем человеческих душ. В 1947 после военной службы и советского плена Бойс вернулся в Германию с твердым намерением изменить мир: в занятиях искусством он видел революционно-политический, педагогический и "терапевтический" смысл. Художник учился (1947—1952) и позднее преподавал (1961—1972) в Гос. художественной академии Дюссельдорфа. Бойс активно работал над многочисленными произведениями из бронзы. Он также создавал так называемую "живую скульптуру" из органических материалов — жира, крови, костей животных, войлока, меда, воска и соломы. Важным стимулом для формирования художественной концепции мастера стали события его собственной жизни. Зимой 1943, когда военный самолет Бойса был сбит в Крыму, он был спасен местными жителями. Несколько дней татары, используя животный жир и одеяла из шерсти, согревали полуобмороженное тело летчика. Впоследствии свой личный опыт Бойс осмыслил как своеобразный жизненный ориентир: в его творчестве органические материалы символизировали путь возвращения человека к собственным истокам и естественному бытию и, следовательно, способ охраны и лечения души. Полумистический опыт Бойс проецировал в современную ему научную картину мира, чтобы придать ей общечеловеческую, гуманитарную направленность. Активное обращение мастера к алхимии, гомеопатии и биологии объяснялось желанием создать универсальную "метанауку", которую можно рассматривать как яркий пример индивидуального мифотворчества в искусстве постмодернизма (Сожженная дверь, клюв, заячьи уши, 1953, Вена, Музей современного искусства; Связка, 1969, инсталляция из автобуса "фольксваген", 20 санок с рулонами войлока и карманными фонариками, Кассель, Гос. музей, Новая галерея). "Живая скульптура" свидетельствовала также о сильном увлечении Бойса натурфилософией. Опираясь на антропософию Р. Штайнера и идеалистические учения И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга и Г. Гегеля, он воспринимал предметы органического мира как пластические эквиваленты своих мыслей. По словам Бойса, смутная, неясная и созидательная сила интеллекта, связанная с теплом и хаосом, перевоплощалась в холод мертвой материи. Кристаллизовавшиеся идеи теряли свой энергетический потенциал, символизировали смерть и жизнь после смерти (Медовая королева 2, 1952; Крест с коленной чашечкой и черепом зайца, 1961, все — Дармштадт, Гессенский краеведческий музей; Без названия, 1968, собрание Штек). Свои "живые", постоянно эволюционирующие произведения Бойс также рассматривал как особый подвид искусства — некий род "социальной скульптуры": по аналогии с трудолюбивой пчелой, чья "работа" служит общей цели и приобретает формальную кристаллизацию только в виде пластически геометрических сот, человек — творец идеального социокультурного организма — должен стремиться к духовному совершенству. Посредством многочисленных акций и манифестаций Бойс сумел придать искусству открытый, публичный характер. Принимая с начала 1960-х участие в коллективных художественных акциях интернациональной группы "Флюксус", Бойс, однако, всегда ощущал себя миссионером индивидуализма, а также духовным отцом и Учителем. Демонстрацию своих произведений на периодической кассельской выставке "Документа" (1964, 1968, 1972, 1977, 1982) он сопровождал основанием различных партий и учебных организаций, что стало своеобразным актом проявления инакомыслия по отношению к социально-образовательной политике государства. Художник создал "Немецкую студенческую партию как Метапартию" (1967), "Организацию за прямую демократию через народное голосование" (1971), "Свободную международную высшую школу творчества и интердисциплинарного прогресса" (1973) и др. Бойс всегда надеялся, что его художественно-политические акции перерастут в массовое интернациональное движение молодежи (к примеру, художественные акции под названием Медовый насос на рабочем месте, 1977; 7000 дубов, 1982, проведенные Бойсом в Касселе).
Лит.: Йозеф Бойс и др. Построим Собор // Художественный журнал. 1996. № 13. С. 10—15; Joseph Beuys. Natur Materie Form / Hrsg. von A. Zweite. Munchen; Paris; London, 1991; Joseph Beuys. Eine Werkubersicht. Zeichnungen und Aquarelle. Drucksachen und Multiples. Skulpturen und Objekte. Raume und Aktionen. 1945—1985 / Hrsg. von L. Schirmer. Munchen; Paris; London, 1996.
Е. Орлова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Бойс" в других словарях:

  • Бойс — Бойс: Бойс, Йозеф (Joseph Beuys) немецкий художник постмодернист. Бойс, Камерон. Бойс, Майкл Харди (Michael Hardie Boys) генерал губернатор Новой Зеландии с 1996 по 2001 г. Бойс, Рэй (Ray Boyce) один из разработчиков SQL. Бойс, Уильям (William… …   Википедия

  • Бойс — (Beuys), Йозеф (1921 1986) Один из крупнейших немецких художников второй пол. XX в. С 1941 г. участвовал в качестве летчика немецкой авиации во Второй мировой войне на Восточном фронте; в 1943 г. был сбит в Крыму между советским и немецким… …   Энциклопедия культурологии

  • Бойс Й. — Йозеф Бойс Дата рождения: 12 мая 1921 Место рождения …   Википедия

  • Бойс У. — Уильям Бойс (англ. William Boyce; 11 сентября 1711  7 февраля 1779)  английский композитор. Он посвятил себя исключительно духовной музыке, на идеях которой он вырос благодаря постоянному общению с знатоками церковной музыки в Лондоне. Бойс много …   Википедия

  • бойсәке — (ҚХР) төсек, сәкі …   Қазақ тілінің аймақтық сөздігі

  • БОЙС — (Boise), Отис Бардвелль, род. 13 авг. 1845 в Огайо (С. Америка), в 1863–64 был учеником лейпцигской консерв., после того учился некоторое время у Куллака в Берлине, с 1868 живет в Нью Иорке, пользуясь популярностью как учитель музыки и… …   Музыкальный словарь Римана

  • БОЙС — (Boyce), Вильям, род. 1710 в Лондоне, ум. 7 февр. 1779; был певчим при церкви Св. Павла, учился у Мориса Грина, а позднее, уже будучи органистом оксфордской капеллы, у Пепуша; в 1736 сделался органистом при церкви Св. Михаила и вскоре затем… …   Музыкальный словарь Римана

  • БОЙС Йозеф — БОЙС (Beuys) Йозеф (1921 86), немецкий художник, один из самых авторитетных авангардистов (см. АВАНГАРДИЗМ) Германии второй половины 20 в. Работал в манере флюксуса (см. ФЛЮКСУС). Его графика, инсталляции (см. ИНСТАЛЛЯЦИЯ), перформансы (см.… …   Энциклопедический словарь

  • БОЙС (Beuys) Йозеф — (1921 86) немецкий художник, один из самых авторитетных авангардистов Германии второй половины 20 в. Работал в манере флюксуса. Его графика, инсталляции, перформансы проникнуты ощущением тотальной катастрофы, распада, но одновременно выражают… …   Большой Энциклопедический словарь

  • бойсұндырыл — бойсұндыр етістігінен жасалған ырықсыз етіс. Қазақ тілінің дыбыс жүйесіне б о й с ұ н д ы р ы л ғ а н сөздердің қатары анықталған (Ана тілі, 06.11.08) …   Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі

Книги

  • Просто космос, Бойс Коттрелл Фрэнк. Лиему двенадцать лет, он перешел в среднюю школу, занимается в театральном кружке и обожает играть в "Миры Варкрафта" . В общем, обычный мальчик. Необычно в нем только одно - рост. Лием такой… Подробнее  Купить за 791 руб
  • Просто космос, Бойс Ф.. Лиему двенадцать лет, он перешел в среднюю школу, занимается в театральном кружке и обожает играть в "Миры Варкрафта" . В общем, обычный мальчик. Необычно в нем только одно - рост. Лием такой… Подробнее  Купить за 715 руб
  • Мыльные пузыри, Бойс Чарльз Вернон. Выдувать мыльные пузыри - это вовсе не пустая забава. Во вре мя этого процесса мы можем наблюдать множество любопытных явлений, объяснить которые бывает не так-то просто. Что же такое мыльный… Подробнее  Купить за 627 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «Бойс» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.